Arms
 
развернуть
 
308000, г. Белгород, Гражданский просп., д. 49
Тел.: (4722) 33-32-17, 32-67-85, 27-44-96
oblsud.blg@sudrf.ru
308000, г. Белгород, Гражданский просп., д. 49Тел.: (4722) 33-32-17, 32-67-85, 27-44-96oblsud.blg@sudrf.ru


ПОРЯДОК ПРИЕМА ГРАЖДАН


Режим работы суда

понедельник
8.30 - 17.30
вторник
8.30 - 17.30
среда
8.30 - 17.30
четверг
8.30 - 17.30
пятница
8.30 - 16.15

перерыв
13.00 -13.45
Суббота, воскресенье - выходные дни

Прием граждан ведется в Приемной суда в течение рабочего времени

 

 

ДОКУМЕНТЫ СУДА
2016/справка изучения причин и оснований прекращения дел об административных правонарушениях по главе 12 за 9 месяцев 2016 года

( с извлечениями)

СПРАВКА-ОБОБЩЕНИЕ

изучения причин и оснований прекращений мировыми судьями и судьями городских, районных судов производства, а также отмены постановлений по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил безопасности дорожного движения,

за 9 месяцев 2016 года

В соответствии с планом работы Белгородского областного суда на четвертый квартал 2016 года проведено обобщение судебной практики в Белгородской области по административным делам о правонарушениях, связанных с нарушением правил безопасности дорожного движения, рассмотренным за первые три квартала 2016 года, постановления по которым были отменены либо производство по делу было прекращено.

Целью данного обобщения является проверка выполнения мировыми судьями, а также судьями районных и городских судов Белгородской области требований действующего законодательства при рассмотрении административных материалов о правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, выявление нарушений, ошибок и неясностей, возникающих при принятии решения о прекращении производства или отмене ранее вынесенных постановлений по таким делам, и принятие мер к их устранению в дальнейшей работе.

Административные правонарушения в области дорожного движения являются разновидностью правонарушений на транспорте.

Объектом посягательства дорожных правонарушений является безопасность дорожного движения и установленный порядок эксплуатации транспортных средств.

Безопасность дорожного движения рассматривается в качестве объекта правонарушения, означает совокупность общественных отношений, обеспечивающих в целом безопасность жизни и здоровья людей, сохранность материальных ценностей, безаварийную работу транспортных средств.

Объективную сторону состава административного правонарушения в области дорожного движения составляют противоправные деяния виновного лица, связанные с нарушением правил дорожного движения, эксплуатации транспортных средств и т.д. Необходимо учесть, что законодатель связывает наступление административной ответственности не с самим фактом несоблюдения соответствующих требований (регистрации технического осмотра и т.д.), предъявляемых к транспортным средствам, а управлением ими в нарушение установленных правил.

Субъектом правонарушения в области дорожного движения является физическое лицо, достигшее установленного возраста - граждане и должностные лица, а также юридические лица.

С субъективной стороны административные правонарушения в области дорожного движения характеризуются чаще умышленной, реже неосторожной формами вины.

При определении субъекта административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, следует учитывать, что водителем является лицо, управляющее транспортным средством, независимо от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами всех категорий или только определенной категории либо такое право отсутствует вообще. К водителю в соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (ПДД) также приравнивается лицо, обучающее вождению.

В целях подготовки к данному вопросу использованы материалы по практике прекращения производств по делам, а также отмене ранее вынесенных постановлений, представленные судами Белгородской области.

За первые три квартала 2016 года районными и мировыми судьями в общей сложности рассмотрено 48135 дел об административных правонарушениях, из них прекращено 799 дел или 1,66% от общего числа рассмотренных.

По Главе 12 КоАП РФ районными судами всего рассмотрено (как по первой так и по второй инстанции) 1426 дел, из них прекращено по различным основаниям 126 дел или 8,84% от общего числа рассмотренных.

Мировыми судьями по Главе 12 КоАП РФ всего рассмотрено 7471 дел, из них прекращено по различным основаниям 37 дел или 0,5% от общего числа рассмотренных.

На обобщение было представлено 163 материала прекращенных дела об административных правонарушениях, предусмотренных Главой 12 КоАП РФ, рассмотренных судьями области.

По изученным делам можно сделать вывод о том, что основными причинами прекращения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Главой 12 КоАП РФ, послужили:

- отсутствие состава административного правонарушения (п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ) - 65 дел;

- истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ) - 55 дел.

Другие причины прекращения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Главой 12 КоАП РФ, составляют менее 30% от общего числа и распределены следующим образом:

- в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ) – 20 дел;

- поступление ходатайства заявителя об отказе от жалобы (п.33.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №5 от 24.03.2005 года; п.2 чт.30.4. п.6 ч.2 ст.30.6, ст.29.12 КоАП РФ) – 9 дел;

- отсутствие события административного правонарушения (п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ) – 5 дел;

- действия лица в состоянии крайней необходимости (п.3 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ) – 2 дела;

- наличие в действиях привлекаемого лица признаков преступления (п.3 ч.1.1 ст.29.9 КоАП РФ) – 2 дела;

- смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (п.8 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ) – 2 дела;

- наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела (п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ) – 2 дела;

- малозначительность совершенного административного правонарушения (ст.2.9 КоАП РФ) – 1 дело.

Количество прекращенных дел об административных правонарушениях, предусмотренных Главой 12 КоАП РФ, исходя из статей вышеуказанной главы, выглядит следующим образом:

× Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков – 5 дел;

× Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения – 1 дело;

× Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак "Инвалид" – 9 дел;

× Статья 12.6. Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов – 4 дела;

× Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством – 5 дел;

× Статья 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения – 14 дел;

× Статья 12.9. Превышение установленной скорости движения – 22 дела;

× Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика – 3 дела;

× Статья 12.13. Нарушение правил проезда перекрестков – 7 дел;

× Статья 12.14. Нарушение правил маневрирования – 6 дел;

× Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона – 19 дел;

× Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги – 13 дел;

× Статья 12.17. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами – 1 дело;

× Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения – 4 дела;

× Статья 12.19. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств – 5 дел;

× Статья 12.21. Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки – 1 дело;

× Статья 12.21.1. Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства – 9 дел;

× Статья 12.23. Нарушение правил перевозки людей – 2 дела;

× Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего – 4 дела;

× Статья 12.25. Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства – 2 дела;

× Статья 12.26. Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения – 9 дел;

× Статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием – 6 дел;

× Статья 12.28. Нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах – 1 дело;

× Статья 12.31. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра или технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, с установленными без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо с незаконно нанесенными специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб – 2 дела;

× Статья 12.31.1. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом – 2 дела;

× Статья 12.33. Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений – 2 дела;

× Статья 12.34. Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений – 3 дела;

× Статья 12.37. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств – 2 дела.

Согласно ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: в частности

об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

В ходе настоящего обобщения судебной практики рассмотрения дел судьями различных уровней судебной системы Белгородской области выявлен ряд ошибок правоприменения, повлекших необоснованные отмены либо прекращения производства по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил безопасности дорожного движения.

Как следует из анализа изученных дел, мировые судьи и судьи городских, районных судов прекращают производства по делам об административных правонарушениях в большинстве случаев за отсутствием состава административного правонарушения, однако не всегда делают это обоснованно.

Судьям следует иметь в виду, что в случаях, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (ч. 3 ст. 30.6, ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ).

Выборочная проверка дел об административных правонарушениях, предусмотренных Главой 12 КоАП РФ, представленных мировыми и районными (городскими) судьями области, с постановлениями о прекращении производства по делу, которые не были обжалованы, свидетельствует о допущении различных ошибок и нарушений при принятии решений о прекращении производства по делу.

Имеют место случаи прекращения производства по делам в связи с отсутствием состава административного правонарушения, в то время как более правильным было бы прекратить производство в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Кроме того, в случаях, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица.

Судьям районных и городских судов в случаях отмены постановлений о привлечении к административной ответственности следует учитывать оставшееся время до истечения срока давности привлечения к административной ответственности, при направлении дела на новое рассмотрение в административный орган, мировому судье, вынесшим обжалуемое постановление.

Необходимо исключить случаи необоснованного прекращения производства по делам об административных правонарушениях, соблюдать сроки рассмотрения дел и сроки давности привлечения к административной ответственности, имея ввиду, что правильное рассмотрение дела способствует решению задач и осуществлению целей предупреждения совершения новых правонарушений как самим лицом, привлекаемым к административной ответственности, так и другими лицами.

Отдельно следует обратить внимание на отнесение тех или иных дел к подведомственности административных органов и судов различных уровней, поскольку соблюдение соответствующих правил при реализации процедуры привлечения лиц к административной ответственности, а также в рамках обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях обеспечивает соблюдение разумных сроков производства по делам об административных правонарушениях, и, как следствие, соблюдение и своевременную защиту прав и свобод участников административного производства.

Для устранения допускаемых судьями ошибок и повышения качества рассмотрения дел об административных правонарушениях данной категории предлагаю довести материалы данного обобщения до сведения судей федеральных районных (городских) судов, а также мировых судей Белгородской области.

Судья Белгородского

областного суда А.В. Смирнова

опубликовано 17.03.2017 12:27 (МСК), изменено 17.03.2017 12:40 (МСК)


ПОРЯДОК ПРИЕМА ГРАЖДАН


Режим работы суда

понедельник
8.30 - 17.30
вторник
8.30 - 17.30
среда
8.30 - 17.30
четверг
8.30 - 17.30
пятница
8.30 - 16.15

перерыв
13.00 -13.45
Суббота, воскресенье - выходные дни

Прием граждан ведется в Приемной суда в течение рабочего времени