Arms
 
развернуть
 
308000, г. Белгород, Гражданский просп., д. 49
Тел.: (4722) 33-32-17, 32-67-85, 27-44-96
oblsud.blg@sudrf.ru
308000, г. Белгород, Гражданский просп., д. 49Тел.: (4722) 33-32-17, 32-67-85, 27-44-96oblsud.blg@sudrf.ru


ПОРЯДОК ПРИЕМА ГРАЖДАН


Режим работы суда

понедельник
8.30 - 17.30
вторник
8.30 - 17.30
среда
8.30 - 17.30
четверг
8.30 - 17.30
пятница
8.30 - 16.15

перерыв
13.00 -13.45
Суббота, воскресенье - выходные дни

Прием граждан ведется в Приемной суда в течение рабочего времени

 

 

ДОКУМЕНТЫ СУДА
2016/ справка изучения судебной практики по рассмотрению судьями районных (городских) судов дел об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства.

СПРАВКА

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБОБЩЕНИЯ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СУДЬЯМИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ВЛЕКУЩИХ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЫДВОРЕНИЕ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА ЛИБО ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА.

В связи с планом работы Белгородского областного суда на первый квартал 2016 года была изучена судебная практика по рассмотрению судьями районных (городских) судов дел об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства.

Актуальность данного обобщения состоит в том, что современное развитие межгосударственных связей характеризуется постоянным увеличением объема миграционного потока, что в конечном итоге приводит к многократному увеличению числа иностранных граждан и лиц без гражданства пребывающих в Российскую Федерацию.

Незаконная миграция затрагивает многие сферы жизнедеятельности общества. В политической сфере она выступает непосредственной угрозой безопасности страны, обострению ситуации на рынке труда и вытеснению с него российских работников, в социальной - приводит к усилению социальной напряженности, в значительной степени осложняет криминальную ситуацию.

Поэтому соблюдения миграционного законодательства, в том числе правил пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации и ответственность за нарушение этого порядка должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, конституционно закрепленным целям, а также отвечать характеру совершенного деяния.

Целью обобщения является изучение судебной практики в толковании и применении норм материального права, а также процессуальных нарушений при рассмотрении районными (городскими) судами дел об административных правонарушениях, по которым предусмотрено наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Административное выдворение заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранных граждан через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан из Российской Федерации.

По правилам части 2 статьи 3.3 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Согласно статистических данных всего в 2015 году поступило 748 дел об административных правонарушениях влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, из них рассмотрено (по числу лиц) 652, подвергнуто наказанию 633 человека, в том числе в виде административного выдворения 466 человек (2014 году – 341).

В основном судьями области рассматривались дела:

- о потреблении наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст.6.9 КоАП РФ) – 63 дела по которым 28 лиц подвергнуто дополнительному наказанию в виде административного выдворения;

- нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ (ст.18.8 КоАП РФ) - всего поступило дел за отчетный период - 588, возвращено для устранения недостатков протоколов (ст. 29.4 ч. 1 п. 4 КоАП РФ) - 71, лиц подвергнутых наказанию - 504, в том числе выдворению -366;

- незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ (ст.18.10 КоАП РФ) всего поступило и рассмотрено - 26 дел, лиц подвергнутых дополнительному наказанию в виде выдворения - 25;

- потребление иностранным гражданином или лицом без гражданства наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача в общественных местах (ч.3 ст.20.20 КоАП РФ) – поступило и рассмотрено 57 дел, лиц подвергнутых наказанию 43, из них дополнительному наказанию в виде выдворения -29.

За указанный период в динамике с 2013, 2014 годом из категории правонарушений предусмотренных главой 18 КоАП РФ, судами области было рассмотрено дел:

- нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ (ст.18.8 КоАП РФ) всего – 2013 г. - 315, 2014 г. - 384, 2015 г.- 587, число лиц подвергнутых наказанию 2013 г. – 254, 2014 г. - 350, 2015 г. - 504, из них штрафу – 2013 г.-254, 2014 г. - 350, 2015 г.- 503, в том числе выдворению (как дополнительное) 2013 г. - 221, 2014 г. - 261, 2015 г. - 366 человек, из них административному выдворению в форме принудительного контролируемого выезда за пределы РФ 2013 г. – 111, 2014 г. – 135, 2015 г. – 122;

- незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ (ст.18.10 КоАП РФ)

всего – 2013 г. - 67, 2014 г. - 23, 2015 г. - 26, число лиц подвергнутых наказанию 2013 г. - 54, 2014 г. - 23, 2015 г. - 25, из них штрафу – 2013 г. - 54, 2014 г. - 23, 2015 г. - 25, в том числе выдворению (как дополнительное) 2013 г. - 48, 2014 г. - 19, 2015 г. - 25 человек, из них административному выдворению в форме принудительного контролируемого выезда за пределы РФ 2013 г. – 20, 2014 г. – 12, 2015 г. – 3;

- незаконное привлечение к трудовой деятельности; нарушение правил привлечения в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, осуществляемой на торговых объектах; несоблюдение установленных в соответствии с ФЗ в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (ст.ст.18.15-18.17 КоАП РФ) всего – 2013 г. - 158, 2014 г. - 33, 2015 г. - 37, число лиц подвергнутых наказанию 2013 г. - 84, 2014 г. - 29, 2015 г. - 13, из них юридические лица – 2013 г. - 69, 2014 г. - 18, 2015 г. - 10, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования ЮЛ - 2013 - 9, 2014 г. - 10, 2015 г. - 3, иные физические лица 2013 - 6, 2014 г. - 1, 2015 г. - 0, из числа лиц подвергнутых наказанию в виде штрафа – 2013 г. - 59, 2014 г. - 21, 2015 г. -5 , в том числе выдворению (как дополнительное) 2013 г. - 0, 2014 г. - 1, 2015 г. - 0, приостановлению деятельности – 2013 г. - 25, 2014 г.- 8, 2015 г. – 8 человек, из них административному выдворению в форме принудительного контролируемого выезда за пределы РФ 2013 г. – 0, 2014 г. – 1, 2015 г. – 0;

-иные правонарушения в области защиты Государственной границы и режима пребывания на территории РФ (иные ст. главы 18 КоАП РФ) всего – 2013 г. - 1, 2014 г. - 0, 2015 г. - 3, число лиц подвергнутых наказанию 2013 г. -1, 2014 г. - 0, 2015 г. - 3, из них штрафу – 2013 г.- 1, 2014 г. - 0, 2015 г. - 3, в том числе выдворению (как дополнительное) 2013 г. - 0, 2014 г. - 0, 2015 г.- 2 человека.

При принятии решения без ходатайства компетентных должностных лиц о принудительном выдворении правонарушителя и помещении его в специальное учреждение судьями не всегда учитывалось обстоятельство, что возможное длительное неисполнение судебного постановления может повлечь за собой столь же длительное содержание привлеченного к ответственности лица в специальном помещении, что противоречит ст. ст. 1, 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04.04.2006 г. N 101-О указывал на недопустимость избыточного, неограниченного по продолжительности, произвольного и неконтролируемого содержания под стражей, а также на обязанность государства использовать только необходимые и строго обусловленные конституционно оправданными целями меры, связанные с ограничением прав, гарантированных ч. 1 ст. 22 Конституции Российской Федерации и п. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. Поэтому отсутствие должного контроля за своевременным исполнением постановлений о выдворении со стороны компетентных органов влечет за собой нарушение прав лиц, привлеченных к административной ответственности, и возможность их обращения в Европейский Суд по правам человека, который, в свою очередь, может установить факт нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

При пересмотре по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях указанной категории судьями областного суда в 2015 году, в том числе по указанным выше обстоятельствам было отменено и изменено 13 решений, из них с изменением наказания путем исключения указания о применении дополнительного наказания в виде административного выдворения – 9 дел, в порядке надзора отменено и изменено 7 постановлений, из них 3 с изменением наказания в виде принудительного контролируемого перемещения, на контролируемый самостоятельный выезд с территории Российской Федерации и 3 с исключением дополнительного наказания в виде административного выдворения.

Изучение административных дел показало, что в большинстве случаев при назначении административного наказания в виде штрафа с административным выдворением или без административного выдворения учитывались следующие обстоятельства: повторность административного правонарушения, длительность проживания на территории РФ без регистрации и уклонения от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания, возраст, семейное положение, непринятие мер к трудоустройству, отсутствие жилья на территории РФ, наличие на территории РФ семьи и близких родственников, являющихся гражданами РФ и имеющих регистрацию, постоянное место жительство на территории РФ, ведение боевых действий на территории гражданской принадлежности и проживания, а также то, что наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации будет противоречить положениями ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и повлечет нарушение прав и интересов лица привлекаемого к административной ответственности.

При назначении наказания в виде административного выдворения за пределы РФ иногда возникали проблемы связанные с соблюдением прав человека как по отношению к иностранному гражданину и лицу без гражданства, которое подвергается административному выдворению, так и по отношению к членам их семей.

Данные вопросы были предметом тщательного изучения и обсуждены с судьями области и сотрудниками УФМС России по Белгородской области с целью единообразного применения норм материального процессуального права, обязательным предоставлением лицам, участвующим в деле, гарантий, предусмотренных нормами международного права.

Из числа иностранных граждан, подвергшихся административному выдворению, большинство составляют граждане, Украины, Азербайджана, Таджикистана.

Необходимо обратить внимание на то, что в силу ч. 1 ст. 31.3 КоАП РФ обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесшее постановление.

Следовательно, судьи обязаны осуществлять контроль за исполнением вынесенных ими постановлений, требовать от должностных лиц, органов, осуществляющих исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, предоставлять данные об исполнении постановления.

За период 2013 – 2015 года судьями области было вынесено 943 постановления о привлечении иностранных граждан или лиц без гражданства к административной ответственности с назначением административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации, из которых 404 лица было подвергнуто принудительному выдворению, из общего числа рассмотренных исполнено 814 постановлений.

По сведениям, представленным УФМС России по Белгородской все постановления о назначении наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в основном исполняется при наличии необходимых документов до двух месяцев.

Основными причинами несвоевременного исполнения судебных постановлений при назначении наказания в виде выдворения в форме самостоятельного контролируемого выезда, является уклонение иностранных гражданин от исполнения обязанности по выезду из РФ в течение 5 дней с момента вступления постановления в законную силу.

Составление протоколов об административных правонарушениях по ст. 18.8 КоАП РФ отнесено наряду с должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, к полномочиям, в том числе, и сотрудников полиции.

В указанный период дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации

иностранного гражданина (лица без гражданства), поступили из органов:

- УФМС России по Белгородской области - 139,

- УФСКН России по Белгородской области - 19,

- полиции – 487.

Должностное лицо, выявившие иностранного гражданина, виновного в совершении действий, за которые в качестве меры административного наказания может быть установлено административное выдворение, в протоколе должен подробно изложить обстоятельства, связанные с пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации, и правовые основания для рассмотрения вопроса о его административном выдворении.

В соответствии с п. п. 3, 4, 5 ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет: правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.

Как показало изучение практики в большинстве случаев причиной для возвращения дел об административных правонарушениях в орган, должностному лицу, их составившему, послужило несоответствие протокола об административном правонарушении требованиям ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, выраженное в отсутствие данных, позволяющих определить наличие события, места и времени совершения правонарушения, неверное указание данных лица, привлекаемого к административной ответственности (отчество), отсутствие сведений о владении иностранным гражданином русским языком и разъяснении ему права на переводчика. Кроме того, основанием для возврата дел являлась не достаточность имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу, к которым относится отсутствие документов, удостоверяющих личность правонарушителя, их перевода, а также сведений об исполнении ранее назначенных лицам, привлекаемым к административной ответственности, наказаний по административным делам.

Выводы.

Настоящее обобщение судебной практики свидетельствует о том, что суды при рассмотрении данных дел в основном правильно определяли обстоятельства, имеющие значение для дела и правильно применяли нормы материального и процессуального права. Между тем, судам при подготовке дела к рассмотрению особое внимание следует обратить на правильность составления протокола и иных материалов дела об административном правонарушении, выяснять соответствие указанного в протоколе события правонарушения определенной при этом правовой квалификации действий иностранного гражданина, и в случае необходимости по правилам пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ возвращать протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые его составили.

Рекомендовать судьям более внимательнее подходить к изучению действующего законодательства, в том числе норм международного права, а также разъяснений, содержащихся в постановлениях Пленумов Верховного суда Российской Федерации и судебной практики во избежание различного подхода к толкованию и применению требований административного законодательства.

Обратить внимание председателей районных (городских) судов на необходимость контроля за исполнением вынесенных судьями постановлений по делам об административных правонарушениях.

Председатель судебной коллегии

по административным делам А.А. Макеев

опубликовано 17.03.2017 12:31 (МСК), изменено 17.03.2017 12:38 (МСК)


ПОРЯДОК ПРИЕМА ГРАЖДАН


Режим работы суда

понедельник
8.30 - 17.30
вторник
8.30 - 17.30
среда
8.30 - 17.30
четверг
8.30 - 17.30
пятница
8.30 - 16.15

перерыв
13.00 -13.45
Суббота, воскресенье - выходные дни

Прием граждан ведется в Приемной суда в течение рабочего времени